Князь михаил ярославич тверской благоверный. Святой благоверный князь михаил тверской Житие михаила тверского год создания

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие святого благоверного Михаила Тверского, первого Великого князя всея Руси.

    В первой половине ХIII века Русскую землю постигло великое бедствие. По Божиему попущению на нее напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в горькое рабство, обложили народ тяжелой данью. К великим внешним бедствиям присоединились не меньшие внутренние нестроения. Князья оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол; отправляясь в Орду на поклон ханам, они часто клеветали один на другого и строили козни друг другу.

    В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского , занимал семь лет великокняжеский престол.

    Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу . Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий - начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям.

    Тяжелое время переживала тогда Русь: князья часто поднимались один на другого и нередко правому приходилось оружием отстаивать права свои.

    Прежде чем вступить на престол, святой Михаил, по обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану. Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского Андрей и Димитрий. Между братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли 14 городов, в том числе Владимир и Москву , сильно опустошили страну и собирались идти к Твери.

    Сильно опечалились тверичи тем, что князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом. И в это самое время святой Михаил возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали тверичи весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но та­тары, узнав о приходе святого Михаила, не пошли на Тверь.

    Летописец повествует, что святой князь Михаил был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержностью. Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником.

    Когда умер великий князь Андрей Александрович. Старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич; к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Георгий Даниилович, хотя он и не был старшим в княжеском роде. По обычаю того времени, новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, святой митрополит Максим, предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. «Я ручаюсь тебе, - говорил святой Максим, - княгиней Ксенией, матерью князя Михаила, что ты получишь от великого князя Михаила любой город, какой ты пожелаешь». Георгий отвечал святителю: «Хотя я и еду в Орду, но не стану добиваться великокняжеского стола: еду я туда по своим делам».

    Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татарские мурзы были очень корыстолюбивы. Желая получить больше даров, они говорили князю Георгию: «Если ты дашь больше даров чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение».

    Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться велико­княжеской власти. Великий раздор начался между князьями. Георгий, как только мог, старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Святой Михаил принужден был также много тратить денег, которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась. Однако велико­княжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем святой Михаил заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек.

    Святой Михаил должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него новый ярлык (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь. Князь московский, на обиды которого жаловался хану святой Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Георгий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святой крещении Агафией). Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Георгию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их - Кавгадыя, одного из своих приближенных вельмож своих. Святой Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Георгию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

    Но великий князь Георгий не хотел примириться со святым князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с кровожадным Кавгадыем он напал на Тверскую область, жег города и села. Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Георгий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

    Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы».

    Святый Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии : Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами.

    Святой князь Михаил собрал полки свои и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, при селе Бортеневе). Произошла великая битва. Войско московского князя не выдержало и поспешно побежало. Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы. Великий князь Георгий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда - в Великий Новгород). Его жена Кончака-Агафия, много князей, татар, взято было победителями в плен. Доспехи самого святого Михаила были все иссечены, но на теле не оказалось ни одной раны. С великой радостью возвратился святой Михаил в Тверь и горячо благодарил за дарованную победу Господа, Пречистую Его Матерь и святого Архистратига Михаила .

    Видя поражение Георгия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Святой Михаил принял его с честью, поверив их льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его свиту и отпустил с честью.

    Между тем великий князь Георгий собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Святой Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь; князья заключили мир.

    В это время в Твери скончалась супруга великого князя, сестра хана. Пронесся слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый сговорились действовать заодно. Они поспешили в Орду. Они написали на святого Михаила многие лжесвидетельства, будто, собрав много дани по городам, князь хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти. Тогда святой князь отправил в Орду своего 12-летнего сына Константина, вероятно, в качестве заложника. Разгневанный Узбек велел посадить князя Константина Михайловича под стражу и уморить его голодом, но хану советники его сказали, что если он уморит так сына, то отец его никогда не приедет в Орду. Константина отпустили.

    Кавгадыю не хотелось, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско. Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, взяв благословение у своего духовного отца (игумена Иоанна). «Отче, - говорил святой князь, - много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

    Простился святой князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Святого Михаила провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь святой князь навеки простился с ними. Неутешно плакала княгиня, предчувствуя беду и прощаясь со своим супругом. А святой Михаил взял с собою двух других сыновей - Димитрия и Александра. Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, - сказал он святому Михаилу, - хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твою область. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

    Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя воз­вели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

    Но святой Михаил с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих».

    Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределил между сыновьями города своего княжества и простился с ними. Плакали дети, отпуская отца в Орду на верную смерть, и едва могли расстаться с ним. Святой Михаил отпустил детей своих в Тверь и поехал к хану с боярами. По обычаю, князь щедро одарил хана, его жен и приближенных. Хан сначала довольно милостиво обходился с Михаилом. Он даже дал князю пристава, чтобы тот защищал его от оскорблений. Полтора месяца пробыл святой Михаил в Орде. Но злобный Кавгадый не переставал клеветать на него. Наконец Узбек сказал своим вельможам: «Что вы говорили мне на князя Михаила? Беспристрастно рассудите его с князем Геор­гием и скажите, кто из них виноват; правого я награжу, а виноватого предам казни».

    Неправеден был суд над святым Михаилом. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Георгия».

    Злобный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против святого: он отвергал все оправдания святого Михаила и возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что святой Михаил виновен и заслуживает смерти. После приговора к осужденному семь сторожей, связали князя, разграбили его одежду; прогнали от него всех его бояр и слуг.

    Так святой остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение оставалось ему - молитва, и блаженный страстотерпец, не питая злобы на врагов своих, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другое день татары возложили на выю святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

    В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлеки также и святого Михаила. Тягостно было это передвижение для святого страдальца. На вые его лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки святого. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин. Все время путешествия своего святой Михаил проводил в посте, каждую неделю он исповедовался и приобщался святых Христовых Таин.

    Злобный Кавгадый и теперь не оставлял узника, но старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над святым Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить святого князя на колени перед собой и насмехался над ним.

    Сбежалась разноплеменная толпа праздных зрителей и с любопытством смотрели на того, кто сидел прежде на велико­княжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

    С того времени на очах Христова страдальца всегда были слезы, ибо он провидел свою скорую кончину.

    Уже двадцать шесть дней томился святой страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но святой князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

    В день своего отшествия ко Господу (22 ноября) рано утром святой Михаил велел совершить заутреню и Божественную литургию . С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал святой князь Божественную службу.

    Благоверный князь исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине. После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Святой Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православ­ную веру, почитать храмы Божии, благотворить странным и нищим.

    Вдруг в шатер вбегает княжеский отрок; он был бледен и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Георгий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда блаженный страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, - убить меня». Затем он отослал сына своего Константина под покровительство жены хана.

    Кавгадый и Георгий остановились на торгу, недалеко от шатра святого Михаила, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к святому князю. Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер, разогнали всех княжеских слуг. Святой в то время стоял на молитве. Схватив святого за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, Романцев, выхватив нож, поразил им святого князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов.

    Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее. Святое и честное тело мученика было брошено и лежало без всякого покрова, ибо убийцы сорвали со святого князя одеяние.

    Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал Георгию: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

    Князь Георгий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

    Святое тело князя Михаила, по приказанию Георгия, повезли в реку Адежь (что значит - горесть). Ночью два сторожа были приставлены охранять его. Но сильный страх напал на них и они убежали от повозки, где лежало тело святого мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под лице его, а левая находилась у раны. Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к святым останкам мученика.

    В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце.

    Купцы, знавшие святого Михаила, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Георгия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видали, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до небес. Другие же видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.

    Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре . Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Георгий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича. Тогда в Твери узнали о смерти святого Михаила и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого князя просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Георгий едва дал свое согласие.

    Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа .

    Молитвами благоверного князя Михала Тверского, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.


    Источник материала: http://www.sobor-udomlya.ru

    Князь Михаил Ярославович был Тверским (1282 - 1318) и Владимирским князем (1305 - 1318) из династии Рюриковичей. Его главным противником являлся правитель Москвы Юрий Данилович. Два князя боролись за лидерство в Северо-Восточной Руси. Противостояние происходило на фоне татаро-монгольского ига и многочисленных междоусобных войн. В конце концов, Михаил был мученически убит в Орде, за что Русская православная церковь канонизировала его.

    Детство и молодость

    Будущий князь Михаил Тверской был сыном Ярослава Ярославича и родился в 1271 году уже после смерти своего отца. Его детство и молодость прошли в период татаро-монгольского засилья на Руси. С 1282 года он считался удельным тверским князем. Первое время за Михаила правили его верные бояре. Кроме того, Тверь считалась младшим городом по отношению к Владимиру - политической столице Северо-Восточной Руси. На берегах Клязьмы правили князья, которых ханы Золотой Орды утверждали своими ярлыками.

    Многочисленные Рюриковичич вели в конце XIII века беспрерывные войны друг с другом за право владеть Владимиром. Сначала Михаил участвовал в этой борьбе, играя лишь малозаметную второстепенную роль. Он поддерживал Андрея Александровича, который стал править во Владимире в 1294 году. Михаил был женат на Анне Кашинской - дочери Дмитрия Ростовского. У них было пятеро детей.

    Ярлык на Владимир

    После смерти прежнего владимирского князя Андрея Александровича Михаил Тверской объявил себя его наследником. Одновременно с ним это же сделал правитель Москвы Юрий Данилович. У Михаила прав на владимирский престол было больше, так как он приходился своему противнику дядей и был старше его. Поэтому все бояре поддержали кандидатуру тверского князя и выразили надежду, что то же самое сделает хан Тохта, за которым и оставалось последнее слово.

    Митрополит Максим пытался убедить Юрия Даниловича прекратить распри, однако так и не образумил его. Оба князя поехали судиться в Орду. Пока Михаил Тверской и Юрий Московский отсутствовали, на Руси началась междоусобная война. Спустя несколько месяцев неизвестность разрешилась. Михаил приехал на родину с ханской грамотой.

    Правление

    Прибыв во Владимир, Михаил Тверской стал великим князем - главным из Рюриковичей. Шел 1305 год. Юрий продолжал настаивать на своем. Тогда Михаил собрал рать и дважды попытался захватить Москву, но безуспешно. В междоусобице все винили Юрия. Даже его младшие братья Александр и Борис уехали на службу к Михаилу.

    Поскольку конфликт зашел в тупик, кровопролитие на некоторое время остановилось. Взаимная злоба двух правителей, однако, сохранилась. Михаил, утвердившись во Владимире, распространил свою власть и на другие области Руси. Так его наместники встали даже во главе свободолюбивого Новгорода. В то время его жители воевали со шведами и ливонскими рыцарями. Михаил Ярославич Тверской посещал Новгород, однако не смог или не захотел возглавить поход новгородцев против опасных соседей.

    В 1312 году после завершения войны народное вече стало ссориться с великим князем. Новгородцы винили князя, что тот не исполнял заключенной с ним договорной грамоты. Михаил оскорбился и даже захватил принадлежавший республике Торжок. Ссора, однако, вскоре была исчерпана. В тот год Новгород сильно пострадал от пожара, и его жители искренне хотели замириться с Михаилом. Того же желал и сам великий князь. Вскоре ему предстояло вновь отправиться в Орду, где умер хан Тохта, а его место занял сын покойного, молодой Узбек.

    Война с Новгородом

    Михаилу пришлось жить в Орде целых два года (1313 - 1315). В его отсутствие сторонники Юрия Московского добились смены власти в Новгороде, в результате чего его жители признали Юрия своим правителем. Узнав о произошедшем, великий князь стал справедливо жаловаться Узбеку. Хан призвал своевольного Юрия на суд.

    Пока московский правитель медлил, Михаил Ярославич Тверской сам вернулся на Русь. С ним было войско Узбека. Вместе с ним, а также с тверской и владимирской ратью, Михаил пошел войной на новгородцев. Юрия уже не было, он покинул Русь, оставив республику на попечение своему брату Афанасию. Именно он возглавил армию новгородцев. 10 февраля 1316 года два войска схлестнулись в ожесточенной битве. Победа досталась великому князю.

    Новое кровопролитие

    Пока князь Михаил Тверской воевал с новгородцами, Юрий спокойно жил в Орде. Добившись расположения Узбека, он женился на его сестре Кончаке. Кроме того, хан даровал Юрию ярлык на Владимирское княжество. После этого неприятель Михаила вернулся на Русь и вновь объявил ему войну.

    Переговорщики, прибывшие к Юрию от тверского князя, предлагали ему мир и сделку - Ярославич покинет Владимир, но оставит за собой родной удел, Тверь. Заносчивый обладатель ханского ярлыка отказался принимать какие-либо условия. Вместе с татарской армией он принялся жечь и разорять тверские земли.

    Бортеневская битва

    В решающие дни Михаил Тверской, биография которого говорит о нем как о решительном человеке, не стал опускать рук. Собрав верную дружину, он встретил войско Юрия в 40 верстах от собственной наследственной столицы. Бортеневская битва (22 декабря 1317 года) завершилась убедительной победой тверичей. В плен к Михаилу попала жена Юрия Кончака и военачальник Узбека Кавгадый. Тверской князь отпустил его к хану с богатыми дарами. Кавгадый лицемерно обещал способствовать улаживанию неприятностей с Узбеком.

    Юрий после поражения бежал в Новгород. Его жители вступились за московского князя. Новгородская рать подошла к Волге - тверская дружина стояла на обратной стороне реки. Михаил только что одержал славную победу, однако не хотел продолжения братоубийства. Он предложил Юрию вновь отправиться к хану и решить обоюдный спор на очередном суде, на что получил согласие. Тем временем пришла печальная весть - Кончака при неясных обстоятельствах скончалась в тверском плену. Для Михаила это обстоятельство стало роковым.

    Накануне суда

    Враги тверского князя стали распускать слухи о том, что он стоял за смертью Кончаки. Михаил имел чистую совесть, однако совершил серьезную ошибку. После примирения с Юрием он не сразу отправился в Орду, а еще некоторое время провел в своем уделе. А вот московский князь медлить не стал. Он первым приехал к хану, кроме того, его сторонники еще до суда начали активно подкупать монгольских вельмож, окружавших Узбека.

    Все это упустил Михаил Ярославич Тверской. Годы правления не сделали его хитрым и беспринципным, каким всегда был Юрий. В отличие от племянника дядя верил в то, что политику можно вести честно и открыто.

    Гибель

    Итак, наконец Михаил отправился в Орду. Уже по дороге, во Владимире, ханские послы сообщили ему о гневе Узбека. Бояре стали советовать князю остаться на родине. Понимая, что отказ от суда станет поводом для новых расправ над беззащитным населением Руси, Михаил отказался от предложения своего окружения. Прежде чем окончательно покинуть родину, он составил завещание и разделил между детьми причитающиеся им уделы.

    Тверской князь нашел хана на берегу Азовского моря. Шесть недель Михаил прожил в Орде спокойно, не слыша ни угроз, ни обвинений. Наконец Узбек поручил своему окружению организовать суд между Рюриковичами. Вельможи вызвали Михаила и обвинили его в неуплате всей причитавшейся Орде дани. Ответчик ясно доказывал несостоятельность этих утверждений бумагами и свидетельствами. Уже на процессе выяснилось, что судилищем будет руководить Кавгадый. Помилованный Михаилом злодей коварно отказывался принимать аргументы обвиненного. На одно из заседаний князя привели уже связанным.

    Помимо финансовых претензий Михаилу в вину вменялось отравление Кончаки, а также атака на ханских послов. Наконец он был окован в цепи, а его имущество разделено между ордынскими чиновниками. Несколько недель Михаил в таком унизительном состоянии путешествовал со двором хана, который отправился на охоту к берегам Терека.

    Под воздействием многочисленных уверений судей и Кавгадыя Узбек утвердил тверскому князю смертный приговор. После этого в шатер осужденного ворвался вооруженный отряд - монголы убили Михаила. Один из злодеев вырезал сердце несчастного. Бояре и сын погибшего, Константин, избежали расправы благодаря заступничеству ханской супруги. В Твери князь-мученик стал героем, память о котором бережно хранится уже на протяжении многих столетий. Она жива и сегодня. К примеру, уже в XXI веке был открыт храм Михаила Тверского. Юрий, из-за козней которого погиб его противник, сам навлек на себя позорную кончину. Через несколько лет в той же самой Орде он был убит сыном Михаила Дмитрием Грозные Очи.

    Родственные корни

    Князя Михаила Ярославича (родился, примерно в 1272 году) история прозывает Тверским, потому что именно он впервые утвердил Тверское княжество независимым. Его отцом был Великий князь Ярослав Ярославич, приходившийся родным братом Святому Благоверному князю Александру Невскому. Ярослав Ярославич уехал однажды по дипломатическим делам в Орду, там заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, вскоре умер. Матерью Михаила была Тарусская княжна Ксения, очень любившая сына и воспитавшая его в христианском благочестии.

    Семья

    Женой Михаила Ярославича была Ростовская княжна Анна Дмитриевна, которую впоследствии причислили к лику святых, и Церковь чтит ее как Благоверную княжну Анну Кашинскую. После смерти мужа она постриглась в монахини в Софийском монастыре в г. Твери. Сам Михаил Ярославич тоже чтится Церковью как святой. У супругов было пятеро детей: дочь Феодора, умершая в младенчестве и сыновья - Дмитрий, получивший прозвище «Грозные очи», Александр, Константин, Василий.

    Великое княжение

    В 1312 году князь Михаил Ярославич по какой-то неизвестной причине разгневался на Новгород, направил туда свои войска. Он отозвал из провинившегося города своих наместников, захватил ближайшие к Новгороду города и закрыл дороги для обозов с хлебом. Для города это было катастрофой. Тогда новгородцы делегировали в Тверь своего владыку Давыда. В результате было заключено соглашение: Новгород выплатит 1500 серебряных гривен, после чего Михаил откроет пути для хлебных обозов и вернет своих наместников. Но новгородцы, конечно, остались недовольны Тверью, вернее, ее князем Михаилом. Они стали искать союза с кн. Юрием Даниловичем, помогать ему бороться с Тверью.

    Вскоре представился удобный случай. В 1313 году после смерти Тохты Ордынское ханство возглавил Узбек. Русские князья, в том числе и Михаил Ярославич, отправились в Орду, чтобы или подтвердить свои прежние ярлыки на княжение, или получить новые (Узбек сохранил за Михаилом Великое княжение). Новгородцы, пользуясь долгим отсутствием Михаила, собрали вече (1314), выгнали княжеских наместников и пригласили к себе править кн. Юрия Даниловича. И тот принял предложение. Призвав на помощь кн. Федора Ржевского, новгородцы пришли во владение Михаила в Тверском княжестве и начали чинить разбой и пожары.

    В отсутствие отца (Михаил все еще был в Орде) честь и права семьи вышел защищать 15-летний сын Михаила - Дмитрий, позже прозванный «Грозные очи». Битва должна была состояться на Волге, но так и не состоялась. Мир, заключенный между сторонами, был выгоден для Новгорода, а Тверь вынуждена была пойти на уступки. Но все же нашла способ отомстить Новгороду: снова прекратили подвоз хлеба. Это продолжалось недолго. Юрий, избранный новгородцами на княжение, вскоре должен был выехать в Орду по вызову Узбека. Но ехать не спешил.

    Два года, проведенные в Орде дали и Михаилу наглядные результаты: Узбек был недоволен Юрием и даже направил на Новгород татарское войско. Возвратившийся из Орды Михаил тоже собрал значительные силы, с которыми и отправился на новгородские земли. Там новгородцы потерпели поражение, и после переговоров и торгов стороны подписали мир, выгодный Михаилу (1315).

    В течение 1315 - 1316 годов произошло много событий относительно конфликта между новгородцами и Михаилом: битвы, интриги, договоры. Юрий Данилович, все же выехавший к Узбеку в Орду, сумел расположить к себе хана, который даже выдал за него сестру Кончаку (крещеная Агафья). Узбек дал зятю 50 - тысячную рать под предводительством Кавгадыя для того, чтобы утвердить Юрия на престоле в Киеве. И снова была битва, грабежи, пожары и погромы со стороны Юрия. Потом - еще одна битва (1317), в результате которой умерла молодая жена Юрия - Кончака, оказавшаяся в плену у Михаила. Кавгадый с Юрием поехали к Узбеку в Орду и обвинили Михаила в том, что тот, якобы, отравил Кончаку. Хан Узбек потребовал Михаила к себе на суд.

    Гибель князя Михаила

    Летом 1318 года Михаил выехал в Орду. По пути он встретил Ахмыла, ханского посла, который объяснил ему причину вызова, заключающуюся в том, что Кавкадый специально оболгал Михаила, чтобы самому не нести ответственность перед ханом за смерть Кончаки. В Орде кн. Михаил был признан виновным. Кавгадый настаивал на его казни. Хан согласился. Михаила убивали долго: сначала били ногами, потом вонзили в его грудь нож, несколько провернув его внутри княжеского тела. За ночь тело Михаила таинственным образом переместилось, левая рука его была прижата к груди, а правая - к лицу. Это дает повод предположить, что кн. Михаил от ран и побоев потерял сознание, а, очнувшись, пытался двигаться, но умер от потери крови.

    Захоронение Тело Великого князя Михаила Тверского было перевезено в Москву и погребено при Спасском монастыре. По другим источникам, его похоронили на берегу Волги в Твери на территории храма Преображения Господня. В наше время рака от мощей Св. Михаила Тверского находится в Крестовой церкви при здании епархиального Управления в г. Твери.

    В первой половине ХIII века на Русскую землю напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в страшное рабство, обложили народ тяжелой данью.

    Кроме этого бедствия продолжались междоусобные распри между князьями. Князья то оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол, когда отправлялись в Орду на поклон ханам, то клеветали один на другого.

    В это весьма тяжелое время жил князь Михаил Ярославич Тверской . Отец его, князь Ярослав Ярославич (в крещении Афанасий, 1230-1271 гг., первый самостоятельный князь тверской) — брат Александра Невского (1221-1263 гг.), занимал семь лет великокняжеский престол, после смерти Александра.

    Михаил Ярославич и его мать великая княгиня Ксения предстоят перед Христом. Тверская миниатюра XIV века

    Михаил Ярославич родился в 1271 году, уже после смерти своего отца. Его мать, княгиня Ксения, воспитала сына в духе древлеправославной веры и заботливо научила его грамоте.

    «Молодой княжич любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям».

    В 1294 году князь Михаил становится супругом ростовской княжны Анны. В 1299 г. у них родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. — сын Димитрий, в 1301 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, а в 1309 г. — Василий.

    Противостояние князей

    Тяжелое время тогда переживала Русь: князья часто поднимались один на другого и часто правому приходилось оружием отстаивать свои права. Прежде чем вступить на престол, Михаил, по вынужденному для Руси обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану.

    Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского: Андрей (1255-1304 гг.) и Димитрий (1250-1294 гг.). Между двумя братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли четырнадцать городов, в том числе Москву и Владимир, сильно разграбили страну и собирались идти на Тверь.

    Сильно были опечалены тверичи тем, что их князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом.

    И в это самое время Михаил Ярославич возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали жители Тверского княжества весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но татары, узнав о приходе Михаила, не пошли на Тверь.

    Житие повествует, что князь Михаил Ярославич был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержанностью.


    Московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.)

    Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником. Когда умер великий князь Андрей Александрович, старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич, именно к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.), хотя он и не был старшим в княжеском роде.

    Новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, митрополит Киевский и всея Руси Максим (XII век — 6 декабря 1305 г.), предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. Юрий же уверял владыку, что едет не оспаривать право на великокняжеский престол, а «по своим делам».

    Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татары были очень корыстолюбивы. Они желали получить как можно больше даров и говорили князю Юрию московскому: «Если ты дашь больше даров, чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение». Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться великокняжеской власти. Великий раздор начался между князьями.

    Юрий всячески старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Михаил Ярославич принужден был также много тратить денег, «которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась».

    Однако великокняжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем племянник Александра Невского заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек (ок. 1283-1341 гг.).

    Михаил Ярославич должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него пайдзу (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь.

    Князь московский, на обиды которого жаловался хану Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Юрий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святом крещении нареченная Агафией).

    Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Юрию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их — Кавгадыя, одного из своих приближенных. Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Юрию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

    Первая военная победа тверского князя

    Но великий князь московский не хотел примирения с тверским князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с Кавгадыем он напал на Тверское княжество, жег города и селения. «Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Юрий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

    Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы». Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами».

    Тверской князь Михаил собрал свои полки и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, в селе Бортеневе). Войско московского князя не выдержало натиска тверского войска и поспешно побежало.


    Бортеневское поле, современный вид

    «Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы». Великий князь Юрий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда — в Великий Новгород). Его жена Кончака, много князей, татар взято было победителями в плен.


    Часовня во имя святого благоверного князя Михаила Ярославича на урочище Бортенево

    Козни Юрия Московского против Михаила Ярославича

    Видя поражение Юрия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Михаил принял его с честью, поверив его льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его людей, и отпустил с честью.

    Между тем великий князь московский собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь и настоял на заключении мира князьями.

    В это время в Твери неожиданно скончалась супруга великого князя — Кончака. Появился слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый поспешили в Орду. Они написали на тверского князя Михаила многие лжесвидетельства, будто бы он, собрав много дани по городам, хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти.

    Кавгадый не хотел, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско.

    Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, говоря своему духовному отцу. «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

    Простился князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Михаила Ярославича провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь князь навеки простился с ними.

    Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твое княжество. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

    Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя возвели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

    Но тверской князь с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих ».

    Страдалец за народ
    Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределив между сыновьями города своего княжества, и простился с ними.

    Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия».

    Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярослави виновен и заслуживает смерти.

    Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

    В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила.Т ягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.

    Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

    Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

    5 декабря , в день своего отшествия ко Господу, рано утром Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине.

    После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям.

    Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина.

    Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее.


    Убийство великого князя Михаила Ярославича в Орде

    Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

    Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

    Явленные чудеса над телом убиенного князя

    Святое тело князя Михаила, по приказанию московского князя, повезли в реку Адежь, «еже зовется горесть». «Ночью два сторожа были приставлены охранять тело убитого. Но сильный страх напал на них, и они убежали от повозки, где лежало тело мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под его лицо, а левая находилась у раны.

    Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к телу мученика. В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце».

    Купцы, знавшие князя Михаила Ярославича, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Юрия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видели, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до неба. Другие видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.


    Святой благоверный князь Михаил Ярославич и святитель Арсений Тверской

    Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре. Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Юрий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича.

    Тогда тверичане узнали о смерти своего князя и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого Михаила просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Юрий едва дал свое согласие. Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Исуса Христа.


    Спасо-Преображенский собор в Твери

    Церковное почитание, угроза деканонизации и таинственное исчезновение мощей

    Михаил Тверской был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных в 1549 году, на втором Макарьевском соборе в Москве.

    Житие Михаила было написано его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событий.

    Однако святой князь Михаил, как и его супруга, благоверная княгиня Анна Кашинская, пострадал после раскола Русской Православной Церкви. До раскола он имел в день памяти службу всенощного бдения, но был понижен до рядовой службы.


    Памятник князю Михаилу Ярославичу в Твери

    «Понижение» его в службе, как и деканонизация Анны Кашинской и других Тверских святых, было одним из последствий церковной реформы XVII века — как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев старой веры, но и на всякие свидетельства истинности дореформенного православия, как запечатленные в иконописных и литературных памятниках, также и в нетленных мощах святых. Но почитание деканонизированных, пониженных в богослужебном статусе, святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.

    В 1934 году тверской Спасо-Преображенский храм начали постепенно уничтожать. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года собор был взорван. После этого события следы мощей благоверного князя теряются. Однако доподлинно известно, что некоторые мощи тверских святых, в частности, преподобного Ефрема Новоторжского, были перевезены в ленинградский музей истории религии и атеизма, основанный в 1932 году и располагавшийся в известном Казанском соборе.

    Не исключено, что и мощи Михаила Тверского до сих пор хранятся в каком-нибудь запаснике музейных правопреемников этого советского учреждения.


    Церковь во имя святого князя Михаила в Твери

    Ж. тверского князя Михаила Ярославича (1271-1318), убитого в Орде по приказу хана Узбека, было создано, как полагает В. А. Кучкин, его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событии. Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”, которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом” Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”, и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют сошествие к нему ангелов. Ж. является одним из лучших образцов жизнеописаний святых князей-мучеников. Изд.: ОхотниковаВ И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома//Сб. науч. трудов - Л., 1985-С. 16.- 27. Лит.: Серебрянский. Княжеские жития,-С. 250-257; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском.-М., 1974; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского // Словарь книжников - Вып. 1 - С. 166-168 О. В. Творогов