Сторожевой фрегат адмирал григорович. Адмирал Григорович (сторожевой корабль). Тактико-технические характеристики и размеры

По плану Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, в состав Военно-морского флота РФ должно войти пять-шесть кораблей проекта 11356.


С 1999 по 2004 годы было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. В настоящее время для Индии строят ещё 3 фрегата.

Для России заложен в декабре 2010 года «Адмирал Григорович» для Черноморского флота, предположительно для Черного моря построят ещё 2 фрегата – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Колчак». Возможный ввод в строй – 2013-2015 гг. Затем предполагается заложить ещё серию из трёх кораблей.

Проект разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351.

Назначение

Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятель­но и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от мас­сового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Базовые ТТХ фрегата

Водоизмещение, т:
Нормальное – 3830,
Полное – 4035,
Длина наибольшая (по КВЛ), м - 128,4 (115),
Ширина наибольшая (по КВЛ), м - 15,2 (14,2),
Осадка, м:
по КВЛ - 4,2,
средняя (при нормальном водоизмещении) - 4,64,
максимальная (при полном водоизмещении) - 6,8,
ГЭУ
Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э - 1 ГГТА,
Максимальная мощность на валах при температуре наружного воздуха +15 - 2Х28 000 л/с
Скорость полного хода, узл.:
при температуре наружного воздуха +15° - 30,
при температуре наружного воздуха +40° - 28,
Дальность плавания экономичным ходом (14 узл.) при наибольшем запасе топлива, миль - 4850
Экипаж, чел. – 220 (плюс 20 морпехов),
Автономность по запасам провизии, суток – 30,
Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Club-N» - 1х8,
Боезапас ПКР 3М54Э – 8,
Зенитное
ПУ ЗРК «Штиль-1» - 1,
Боезапас ЗУР 9М317Э – 24,
ЗРАК 3М87 «Каштан» - 2,
Боезапас ЗУР – 64,
Боезапас 30-мм снарядов - 6000,
ПЗРК «Игла-1Э», шт. - 8,
Артиллерийское - А-190Э
Противолодочное
533-мм ДТА-53-956 - 2х2,
ПУ РБУ-6000 - 1,
Авиационное - Ка-28 или Ка-31.

Вооружение

Ракетный комплекс Club-N: основу ударного вооружения построенных Балтийским заводом для Индии фрегатов составляет ракетная система "Клаб-Н", предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Система "Клаб-Н" состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1. Дальность стрельбы от 10 до 220 и 300 км соответственно. Масса боевой части ракеты - 220 кг, максимальная скорость полета - до 700 м/c.

Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления стрельбой. Прямых зарубежных аналогов ракетам системы "Клаб-Н" не существует.

Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ "Новатор" (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями. Часть средств в разработку комплекса Club-N инвестировал Балтийский завод.

Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля. Это делает его размещение более компактным, а также обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.

Модульную подпалубную пусковую установку комплекса Club-N, в которой и размещаются ракеты, изготавливает Балтийский завод. Разработчик установки - КБ специального машиностроения (С.- Петербург). Кроме ракет, входящих в состав комплекса Club-N, данная пусковая установка может обеспечивать хранение и старт еще трех типов противокорабельных ракет. Это открывает широкие возможности для поставки таких пусковых установок как в Индию, так и другим зарубежным заказчикам.

Артиллерийский комплекс: для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ "Буревестник" и производится в Петербурге на машиностроительном заводе "Арсенал" специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10Э "Пума" (разработка - КБ "Аметист", производство ОАО "РАТЕП") обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система "Требование-М": сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М". Специально для корабля данного проекта БИУС "Требование-М" разработало и поставило НПО "Меридиан" (С.- Петербург).

"Требование-М" самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности "Штиль-1" : Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан": обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей. В комплексе "Каштан" впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием.
Радиолокационное (РЛС типа "Фрегат-М2ЕМ") обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E "Гарпун" управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты "Удав" и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение - противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артур. Одна из шестнадцати выпущенных японцами торпед попала в броненосец «Цесаревич ». Порядок на раненном корабле был восстановлен сразу, как только на мостике появился капитан 1 ранга Григорович. Прошло всего несколько часов, как он отметил свой 51 день рождения. Спокойным голосом командир отдавал приказы, которые моряки безукоризненно выполняли. Броненосец посадили на мель и всю ночь отбивались от вражеских миноносцев. Через три месяца корабль вернулся в строй.

биография русского адмирала Григоровича Ивана Константиновича

Иван Константинович Григорович родился на Васильевском острове. Его отец служил на флоте и был генерал-майором, потомственным дворянином Полтавской губернии, а мать Мария Егоровна была урожденной баронессой фон дер Ховен-Приваловской. В последствие семья Григоровича переехала в Кронштадт, а потом в Ревель. В 1869 году отец решил отдать сына в морской корпус. После успешного окончания Иван Константинович был произведен в гардемарины, а в 1875 году - в мичманы. Морская служба нравилась молодому офицеру и в 1878 году Григорович и еще несколько русских моряков на пароходе «Цимбрия » с целью отвлечения внимания Великобритании от русско-турецкого театра военных действий отправился в Северную Америку, где вошел в состав экипажа корабля «Забияка», одного из четырёх крейсеров, строящихся на верфи компании «American Company William Cramp & Sons » в Филадельфии для России. После нескольких морских походов мичман Григорович в 1879 году вернулся в Кронштадт. В период с 1883 по 1899 год проходил службу на кораблях различных флотов Российской империи. 15 февраля 1899 года капитан 1 ранга Григорович принял командование новейшего эскадренного броненосца «Цесаревич», а в 1903 году прибыл в Порт-Артур, где и вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Вскоре началась русско-японская война.

Надежда на то, что замена Старка О. В. энергичным Макаровым позволит добиться перелома в войне, не оправдалась - 31 марта 1904 года погиб. Ослабленная эскадра укрылась на внутреннем рейде Порт-Артура. Став полными хозяевами моря японцы осадили крепость.

В апреле 1904 года по вышечайшему повелению Иван Константинович Григорович назначается главным командиром порта и военным губернатором Порт-Артура с производством контр-адмиралы. Во многом благодаря Григоровичу русская эскадра, базируясь в осажденном городе почти до последних дней, сохраняла способность сражаться на море и содействовать армии. Сколько сил, ума и дипломатичности надо было приложить, чтобы заставить дружно работать вместе офицеров флота и армии, чинов гражданских ведомств и вольнонаемных из местных китайцев. Но судьба Порт-Артура решалась не в море, а на суше.

В 1905 году Российская империя оказалась среди второразрядных морских держав, таких как Италия и Австро-Венгрия. Ее свободная морская сила Балтийский броненосный флот прекратил существование. Флот, запертый в Черном море, взять эту роль на себя не мог.

По возвращению в Россию адмирал Григорович был прикомандирован к Адмиралтейству. Летом 1905 года ему находят должность, и он назначается начальником штаба главного командира Черноморского флота. Известные события на Черноморском флоте привели Григоровича в крайнее смущение. Он понимал, что с таким состоянием дел можно полностью утратить флот. Череда восстаний на кораблях и в береговых частях черноморского флота вынудило правительство произвести полные кадровые перестановки. Григорович был назначен в Либаву командиром порта имени Александра III. Не спокойно было и там. В октябре 1908 года адмирал получил новый перевод по службе в Кронштадт.

После русско-японской войны морское Адмиралтейство долгое время оставалось без головы. Каждые два года приходил новый начальник ведомства. Едва войдя в курс дел, он уже должен был сдавать их преемнику. На флоте понимали, что требовался деятель как великий князь Константин Николаевич. И такой адмирал нашелся. 9 февраля 1909 года командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта Григоровича Ивана Константиновича назначают заместителем морского министра Российской Империи.

русский адмирал Григорович Иван Константинович

После русско-японской войны главными силами военных флотов стали . Броненосцы, потерянные Россией в Порт-Артуре и Цусиме утратили значение. Страна получила уникальный шанс включиться в новый тур гонки морских вооружений почти на тех же условиях, что и ее соперники. Но время шло, а дело стояло на месте. Препятствием на пути строительства флота стала Государственная Дума. Депутаты не верили первым лицам Адмиралтейства . Они считали, что флот обойдется дешевыми миноносцами и подводными лодками, а деньги нужны для усиления армии. А о строительстве новых морских заводов они вообще не хотели слышать. Адмирал Григорович с грустью писал: «1909 год прошел бесцельно. Из-за отсутствия доверия морскому ведомству со стороны законодательных учреждений никакой деятельности проявить было нельзя ».

Русский адмирал не был политиком и находясь на такой должности от политики отстраниться было не возможно.

В Госдуме на морских руководителей нападал А.И. Гучков, а также другие бюрократы. Все сводилось к тому, что пока Адмиралтейство не покончит со старым порядком, не реорганизует ведомство, пока не откроет все свои дефекты, ассигнования выдаваться не будут. Такие же отношения к морскому ведомству были и у членов Совета министров.

Адмирал понимал, что в гонке морских вооружений 1910 год станет решающим. Англия собиралась вывести в море первую эскадру дредноутов. К строительству мощных линкоров приступали все крупные морские державы. Переговоры о заказе двух линейных кораблей начала Турция.

Наконец когда чертежи русских дредноутов были утверждены, и имея по бюджету не большие ассигнования адмирал Григорович решил начать их постройку о чем и доложил главному министру. Приняв его молчание за согласие, он произвел официальную закладку первого корабля и дал команду приступить к постройке. В один день 20 мая 1909 года в Санкт-Петербурге были заложены четыре линкора, которым предстояла долгая боевая жизнь под Андреевским флагом и Советским военно-морским флагом.

Для постройки правительство просило у думы 30 миллионов рублей ежегодно. Премьер-министр Столыпин убеждая законодателей говорил, что это послужит мировым интересам России. Ему вторил министр иностранных дел Извольский говоря, что в то время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России такие задачи, осуществление которых невозможно без морской силы. Средства на закладку первых четырех линкоров Столыпин нашел, употребив права данные ему положением о порядке верховного управления страной.

Закончился 1909 год и начался следующий с грозными нападками на Адмиралтейство в периодической печати. Предполагавшееся усиление турецкого флота не могло не беспокоить законодательное учреждение, а вместе с тем по морскому ведомству ассигнований не давали. Смета на 1911год проходила опять с нападками, которые уже относились к самому министру, чем к ведомству. Морской министр уже стал меньше появляться в думских комиссиях, отправляя на «растерзание» Григоровича. Наиболее острым был вопрос о подводных лодках.

1910 год был на исходе. Кроме удовольствия видеть, что дредноуты быстро начинают продвигаться постройкой, не приносили адмиралу Григоровичу удовлетворение. Он знал, что многим не пришелся не по вкусу. Даже для малой судостроительной программы старых заводов Адмиралтейства уже не хватало. России надо было производить свои турбины, электромоторы, дизели, гироскопические компасы, оптические приборы, аппаратуру связи.

18 марта 1911 года адмирал Григорович получил пакет с письмом императора предлагавшим прибыть в царское село. В полдень следующего дня адмирал Григорович вышел из кабинета царя Морским министром Российской империи. Семья Григоровича жила на его жалование и прибавка, конечно, имела значение, но сам Иван Константинович радовался не деньгам и даже не предстоящему повышению в чине, а тому, что, наконец, получил право законодательной инициативы.

Вступив к исполнению должности министра, и став членом Совета министров он встретил там вполне дружелюбные отношения. Такое же отношение он почувствовал в государственном совете и Госдуме. Смета на 1911 год была проведена Григоровичем относительно благополучно, также благополучно прошел проект о постройке судов для Черного моря.

Два года морское ведомство пыталось уговорить государственную думу ассигновать на строительство флота один миллиард 125 миллионов рублей, но всякий раз терпело неудачу.

Интересно: с Петровских времен вплоть до Великой Отечественной войны военный флот подчинялся главе государства и финансировался отдельной строкой в бюджете страны.

Возглавив Адмиралтейство Григорович сделал сильный ход, представив Николаю II проект закона об императорском Русском флоте. Первым шагом должна была стать 50-летняя судостроительная программа. За это время предполагалось ввести в боевой состав 189 кораблей, построить новые базы, и особенно важно - возродить флот на Тихом океане. Русский адмирал рассчитывал, что миноносцы и будут готовы к началу 1914 года, а к 1915 году. Он понимал, что период времени с 1914 по 1915 год будет критическим для России в случае войны с Турцией, если она получит заказанные в Англии два дредноута, но морской министр принял «меры» и соглашения с некоторыми лицами, строящими турецкие корабли - насколько возможно задержать эту постройку.

Казенные заводы России с заказами не справлялись. Корабли строились 5-7 лет, а надо было вводить в строй за три года. Адмирал Григорович перевел казенное кораблестроение на коммерческое начало. Привлек частный капитал. Дело пошло, но утвердить закон о флоте не удавалось никак. Против выступали все те же лица во главе с Гучковым. За ним стояли интересы поставщиков армий.

Одной из забот морского министра был недостаток офицерского состава вследствие гибели многих в русско-японской войне и ухода в отставку не видящих ничего светлого для флота. Воспитанием будущих флагманов Григорович опирался на сослуживцев тихоокеанской эскадры - командующего Балтийским флотом адмирала Фон-Эссена. Его школу прошли многие офицеры. Они блестяще проявили себя в годы первой мировой войны.

В пользу закона о флоте сама того не желая выступила Турция. Началась очередная балканская война. Турция закрыла черноморские проливы. Убытки промышленников и землевладельцев превысили стоимость крупной судостроительной программы. В обеих столицах бушевали страсти. Газеты требовали объявить туркам войну.

Заседание в думе закрытом от публики зале началось в 11:00. Гучков отвратительно и гадко выступал против ассигнований. Он лгал и пугал расходами, которые никто не просит и требовал денег только на армию. В зале было сильное возбуждение. Но законопроект был принят при неистовых аплодисментах в первом часу ночи. После чего адмирал Григорович сказал «Слава Богу, теперь я спокоен - флот будет ».

К началу мировой войны страна не успела построить новый флот, но у России уже были моряки способные воевать и на старых кораблях. Немецкому флоту путь к русской столице закрыли мины, береговая артиллерия и пушки устаревших броненосцев. В годы первой мировой войны флот продолжал расти. В строй вступили семь дредноутов. Атака Петрограда с моря стала невозможной. Русский флот завоевал господство на Черном море. типа «Новик » лучший в своем классе вступил в бой с двумя германскими эсминцами и вышел из него победителем. «Краб» стал первым в мире подводным заградителем. Его действия сказали новое слово в тактике подводного флота. Несмотря на войну к 1930-му году строительство океанского флота предполагалось завершить полностью. Однако заводы остановились в феврале 1917 года. Гучков не простил Григоровичу своего поражения. В марте 1917 года он стал военным и морским министром. Против Ивана Константиновича началось судебное следствие. Оно завершилось ничем, бывший министр был чист. Через его руки прошли миллионы, но ни одного казенного рубля к ним «не прилипло». Большевики к адмиралу Григоровичу претензий больше не имели. В 1919 году его приняли на службу в морскую историческую комиссию и дали паек. В голодном и холодном Петрограде это было равносильно спасению.

Русскому адмиралу не чинили препятствий, когда он решил уехать на лечение во Францию. Говорят, там Иван Константинович зарабатывал на жизнь рисованием морских пейзажей. О родине он помнил всегда и доживал свой век с советским паспортом.

Для России имя адмирала Григоровича навсегда будет связано с возрождением флота после самой тяжелой катастрофы в его 300-летней истории. Вернуть флот в океан Иван Константинович не успел, но без него эта дорога была бы закрыта для нас навсегда.

семейный склеп Григоровичей, в котором погребён адмирал. Никольское кладбище Александро-Невской лавры

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица земли небольшие страны, – целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.Один из таких кораблей, фрегат «Адмирал Григорович», судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем, но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.Качественно новый Необходимость кардинально обновить отечественный Военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил, не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.В каком-то смысле фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота, стали настоящей находкой: универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие Военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.«Адмирал Григорович» – знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи, будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов – «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота – настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики, максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам: даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.Круговая оборона Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356, – один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считаные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как боевой – никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющей системой «Требование-М»: пеленг, дальность, курс и скорость цели – лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга, – одна из самых высокопроизводительных в мире.«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», – поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается также, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.Специалисты отмечают также, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов – от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.Из всех орудий Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника – не единственное, чем может похвастать новейший сторожевик. «Калибр-НК» – новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, – также входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно – после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно считается основным ракетным вооружением кораблей: прежде чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.«По большому счету что "Адмирал Григорович", что другие корабли проекта будут подчинены одной единственной цели – максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», – поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». Эта 100-миллиметровая 15-тонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту любому противнику. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечает ЗРАК «Палаш» тульского КБП – единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением, достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят его боевые возможности в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.Фото: Дмитрий Юров/Виталий Невар ТАСС

Возрождающаяся военно-морская мощь России радует всех истинных патриотов. После долгих лет, в течение которых флот приходил в упадок, наконец-то началось его перевооружение, сопровождающееся вводом в строй новых боевых единиц, соответствующих требованиям нового века. Среди них фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», спущенный на воду 14 марта 2014 года.

Что такое русский фрегат

В советской классификации ВМФ такого класса кораблей, как фрегат, не было. Строились большие и сторожевики (СК), которые и несли основную нагрузку в деле обеспечения нерушимости протяженных водных рубежей СССР. С 1968 года на вооружение флота начали поступать военные суда проекта 1135, строящиеся на заводе «Янтарь». Серию из восемнадцати кораблей, как водится, назвали в честь первой ее единицы, «Буревестника». Сторожевую службу несли также «Нореи» (проект 11351), построенные в большем количестве (39 штук). Некоторые из них по-прежнему в строю, но время и морские волны беспощадны, техника имеет свойство изнашиваться и стареть морально. Опыт, полученный судостроителями при разработке этих типов, учтен. На смену им придут корабли нового проекта - 11356. Класс «Адмирал Григорович» соответствует принятому во многих флотах мира понятию «фрегат» как по водоизмещению, так и по боевым возможностям. Возможно, этот класс приживется в российском ВМФ.

В честь кого назван корабль и серия

Проект «Адмирал Григорович» в ближайшие годы будет продолжен еще четырьмя уже заложенными фрегатами, носящими имена прославленных русских адмиралов Эссена, Макарова, Бутакова и Истомина. Флотоводцы эти известны главным образом людям, интересующимся историей России и ее вооруженных сил. Все они прославились во время героической обороны Порт-Артура в период Русско-японской войны 1905-1907 годов. При этом менее всего наши сограждане знают о том, в честь которого назван титульный корабль серии - фрегат «Адмирал Григорович». Возможно, произошло так потому, что биография заслуженного военно-государственного деятеля не вполне соответствовала представлениям советских пропагандистов о патриотизме.

От мичмана до адмирала

И. К. Григорович родился в 1853 году. Он пришел на флот мичманом, выпускником морского училища. Знания от получил отменные, по этой причине его, двадцатипятилетнего офицера, отправили в Североамериканские Штаты в составе группы специалистов для приемки четырех кораблей класса «крейсер», заказанных на филадельфийских верфях. Через пять лет, в 1883 году, Григорович впервые стал командиром совсем скромного «Колдунчика», не выходящего из портовой гавани. Казалось, карьера продвигается не очень успешно, но талантливого, усердного и не ропщущего офицера начальство заметило. Последовало несколько переводов, служба становилась тяжелее, но интереснее.

Судьба адмирала

В конце XIX столетия он служит военно-морским атташе в Лондоне, а в 1904 году получает новое назначение на пост командира флотской базы в Порт-Артуре, в который прибыл на мостике «Цесаревича», броненосца. Во время японской осады И. К. Григорович проявил себя с самой лучшей стороны, сумев обеспечить оборону всем необходимым. С 1911 года вице-адмирал занимает пост министра императорского флота России. Его замыслы нашли свое развитие уже после 1917 года. Все линкоры Советской России, треть и почти половина крейсеров спущены на воду в предвоенные годы по разработанным Григоровичем программам модернизации. Сам адмирал, однако, большевистской власти не принял, жил после революции на французском Лазурном берегу, где - после шестилетней эмиграции - в 1930 году скончался.

Последнее упокоение прах заслуженного русского государственного и военно-морского деятеля обрел в 2005 году. Согласно завещанию усопшего, он захоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

Внешний вид корабля

Спуск «Адмирала Григоровича» на воду состоялся 14 марта, с некоторой задержкой, вызванной непогодой. В церемонии принимали участие праправнук флотоводца Артем Московченко, а также его внучка которая и разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. Так впервые встретился с морскими волнами корабль "Адмирал Григорович". Фото запечатлело этот торжественный момент. Нет сомнения в том, что признание заслуг флотоводца перед родной страной растрогало его потомков.

По словам родственницы, дед был начальником строгим, он непременно проверил бы все, от кормы до носа, перед тем как принять фрегат. Григорович, по всей видимости, остался бы доволен результатом инспекции. Корабль вышел на славу. Унаследовав все лучшие качества предыдущих проектов, этот многоцелевой корабль приобрел новые свойства, характерные для самых современных образцов морского вооружения. Его подводные обводы обеспечивают прекрасные судоходные качества, а корпус и надстройки выполнены с применением технологий малой заметности. Оборудование соответствует самому последнему слову техники и электроники. Выглядит фрегат «Адмирал Григорович» внушительно, современно и динамично.

Назначение корабля

Каждый военный корабль строится с какой-то целью, для выполнения вполне конкретных задач. Этот вид вооружений отличается от многих других очень высокой стоимостью и самой единицы, и ее последующей эксплуатации.

Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» предназначен для боевой службы в Средиземноморском бассейне, а местом его базирования с самого начала планировался город русской славы - Севастополь. Черноморский флот нуждается в современных кораблях, возросшая активность стран НАТО в регионе диктует необходимость ответных мер. Впрочем, автономная дальность (около пяти тысяч допускает и выход за пределы очерченной зоны патрулирования, например, для борьбы с пиратами, а также в иных экстраординарных случаях. Задачи, которые может решать фрегат «Адмирал Григорович», весьма разнообразны. Он в состоянии успешно противостоять торпедным, воздушным и ракетным атакам, способен дать отпор враждебным действиям. Вооружений, находящихся на борту, вполне достаточно, чтобы поразить любую подводную или надводную цель, включая авианесущие крупнотоннажные корабли.

Комплекс вооружений

Главное оружие корабля - пусковые установки «Калибр-НК» для крылатых ракет «Оникс» (3М-54ТЭ). Их восемь, это очень серьезные системы, которые в состоянии поразить любой объект на море и на суше. В мире им нет аналогов.

Для защиты от возможных атак с воздуха корабль «Адмирал Григорович» оснащен двумя системами ПВО, носящими названия «Штиль-1» (в арсенале 36 управляемых ракет) и «Палаш». Первый из них - ракетный многоканальный, что означает возможность вести и поражать несколько целей одновременно. Второй представляет собой высокоэффективный как и две системы «Кортик», также отвечающие за безопасность воздушного пространства. Две установки А-190 конструктивно содержат самые скорострельные орудия в мире калибром 100 мм. Два ТА вмещают каждый по три 533-мм торпеды. Довершают мощную защиту проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Ну и, конечно же, фрегат 11356 «Адмирал Григорович», как любой современный сторожевой корабль, не обошелся без собственного авиакрыла в виде вертолета Ка-31 (возможно применение Ка-27 ПЛ).

Малая заметность

В наши дни под маскировкой понимают не только раскраску в камуфляжные цвета, которыми обеспечивается максимальная скрытность на фоне морской воды и неба. Это тоже нужно, визуальное обнаружение остается одним из важнейших способов разведки, но важнее оставаться невидимым для радаров вероятного противника. Принцип радиолокации остается тем же, что и на заре ее изобретения. Отраженный электронный луч высокой частоты отображает на экране расположение всех предметов, возвышающихся над уровнем моря. Чтобы уменьшить заметность, можно действовать двумя методами: перенаправлять поток частиц в другую сторону или поглощать излучения. В комплексе эти меры получили название «технологии Стеллс». Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» и, конечно же, все последующие корабли этой серии, обладают малой заметностью для локаторов вероятного противника. Достигнуто это особой формой корпуса, с очертаниями, состоящими из наклонных плоскостей, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение судна с помощью РЛС. Основная часть вооружений и оборудования скрыты за экранирующими поверхностями. Разумеется, совершенно невидимым для радаров корабль сделать невозможно, но найти в море фрегат «Григорович» будет довольно затруднительно.

Модули

По традиционной технологии корпус судна закладывается на стапеле, далее выстраивается снизу вверх целиком. Так строились корабли с древнейших времен. Но в последние десятилетия технология стала несколько другой. она учитывает необходимость быстрой модернизации и установки нового оборудования, иногда крупногабаритного. Корпус строится по частям, таким образом, чтобы, если будет необходимость в расстыковке, то это бы не вызывало технологических проблем. Строительство фрегата «Адмирал Григорович» производилось модульным способом, наиболее прогрессивным на сегодняшний день. У корабля есть запас модернизационного потенциала, позволяющий заменять любые узлы, от силовых агрегатов до электрооборудования.

Индийский фрегат

Государственно предприятие завод «Янтарь» существует с победного 1945 года. В немецком Кенигсберге была верфь «Шихау», которая стала основой корабельного производства после войны, когда этот прибалтийский город стал советским. За время существования завода здесь спущены на воду более полутора сотни судов, преимущественно боевых.

С 2007 года по заказу индийского правительства на Прибалтийском заводе выполняется специальный заказ: строятся корабли для ВМС дружественной страны. Проект тот же, 11356, по которому создан фрегат «Адмирал Григорович». Разница, однако, существенная. Общим элементом у двух «братьев» является корпус, а оборудование и вооружение отличаются. Индийские фрегаты вооружены ракетными комплексами «Брамос», с вертикальными пусковыми установками.

Мореходные качества русских кораблей настолько понравились покупателям, что они изъявили желание строить их самостоятельно, по закупленной технической документации. Им оказывается всесторонняя помощь в рамках программы военного сотрудничества. Названия первых четырех фрегатов индийской серии - «Тальвар», «Таркаш», «Триканд» и «Тег».

Комплекс РЭБ

Радиоэлектронная борьба со средствами связи и управления противника стала в настоящее время главнейшей задачей, успешное решение которой практически гарантирует победу над любым врагом. Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» вооружен четырьмя КРЭБ ПК-10 «Смелый». Эти десятиствольные установки напоминают реактивные бомбометы, но задача у них другая. Вместо непосредственного поражения кораблей противника они выпускают снаряды, способные вывести из строя электронику боевых средств врага. Создаваемые помехи лишат флот неприятеля возможности информационного обмена, ослепят радары, выведут из строя системы противовоздушной обороны.

Системы управления стрельбой

Давно прошли времена, когда стреляли «на глазок». Даже совершенные уже не удовлетворяют требованиям военных моряков в силу скоротечности обстановки на морской арене военных действий. Принимать решения об открытии огня - прерогатива командира, а вычислять параметры выстрела экипаж доверяет автоматике. Корабль «Адмирал Григорович» имеет на борту мощнейшие вычислительные комплексы, служащие для быстрого наведения оружия на цель. Информация поступает от РЛС «Пума», пусками ракет занимается система управления «Вымпел» 123-02, а за торпеды отвечает ПУТС «Пурга-11356».

Размеры и количества

О размерах кораблей судят по водоизмещению. «Адмирал Григорович» - сторожевой корабль, а потому он не должен быть огромным, как авианосец. Его осадка невелика, до 7,5 метров, что вполне соответствует характеристикам Черного моря, которое во многих местах мелководно. Водоизмещение равно примерно четырем тысячам тонн, что тоже не говорит о колоссальных размерах. К примеру, у крейсера «Петр Великий» оно достигает 25 тыс. тонн.

Фрегат «Адмирал Григорович»: фото и пропорции

Фрегаты - корабли крупные, но не самые большие. В этом залог их маневренности, скорости и скрытности. Однако и маленьким нельзя назвать фрегат «Адмирал Григорович». Фото, представленные пресс-службой ВМФ, красноречиво указывают на довольно большую длину (125 метров). Корпус вытянут, корабль как бы «сжат» по бортам, что свидетельствует о его ходкости. Силовая установка, состоящая из двух разгоняет судно до 30 узлов, а в форсажном режиме - еще быстрее.

Экипаж состоит из 18 офицеров, 142 матросов и двадцати морпехов, всего 180 человек. Управление столь сложным кораблем, как фрегат «Адмирал Григорович», требует высокого уровня выучки, слаженности и сплоченности. В команде его могут служить только истинные профессионалы, любящие море и, конечно же, Родину.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 10 марта состоялась церемония подписания акта приема-передачи сторожевого корабля (фрегата) «Адмирал Григорович» (бортовой номер – 745) – головного проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. А на следующий день на корабле был поднят Андреевский флаг. На этом мероприятии присутствовали губернатор Калининградской области Николай Цуканов, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев, другие официальные лица. Среди почетных гостей – потомки адмирала Ивана Григоровича, в том числе его внучка Ольга Петрова – крестная мать корабля. Почетное шефство над новой боевой единицей российского Военно-морского флота взяла Омская область.

Александр ФЕДОРОВ

«Это первый корабль второго ранга, который поступил к нам за последнее время, – заявил на церемонии поднятия флага Александр Витко. – Он вошел в состав 30-й дивизии Черноморского флота. Это современный корабль, который даже сравнивать нельзя с теми, что были построены в советское время».

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М предназначены для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Эти фрегаты – первые за постсоветское время надводные корабли дальней морской и океанской зон. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М вооружены 24 зенитными ракетами 9М317М ЗРК «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М, восемью крылатыми ракетами многоцелевого комплекса «Калибр-НК» (вместо них в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или баллистические противолодочные ракеты 91Р), универсальной автоматической артиллерийской установкой А-190, двумя шестиствольными 30-мм автоматами АК-630М, двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956 и РБУ-6000. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Разнообразно электронное оснащение. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ. Архитектурно фрегаты выполнены с использованием технологий малой заметности.

Всего должно быть построено шесть СКР этого типа для нужд Черноморского флота. Головной был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 18 декабря 2010 г., а его вступление в строй ожидалось в 2013 году. Но эти планы были нарушены. Корабль спустили на воду лишь 14 марта 2014 года. Причины «опоздания» разные – от несвоевременной поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами до многочисленных перемен в руководстве самого калинградского завода.

Особенно много хлопот доставила интеграция отечественной комплектующей техники взамен импортной. Дело в том, что СКР проекта 11356Р/М являются дальнейшим развитием строившихся двумя сериями на Балтийском заводе и на том же «Янтаре» фрегатов проекта 11356 (типа Talwar) для ВМС Индии. Значительную часть их электронного и иного снаряжения составляли приборы и агрегаты производства индийских и других зарубежных фирм. По ряду изделий российских аналогов не было, или они требовали доработки. Вот первая «подножка», о которую споткнулся «Адмирал Григорович».

Были и другие. Например, во время заводских ходовых испытаний летом прошлого года у фрегата «полетели» охладители главного двигателя. Их пришлось менять. Операция эта хлопотная и требующая времени. В результате государственные испытания «Адмирала Григоровича» в очередной раз сдвинулись вправо и начались только в октябре.

Корабль испытывали по полной программе на Балтике, а затем в Баренцевом море, куда он прибыл 21 декабря прошлого года. Проверялись ходовые и мореходные качества, производились стрельбы всеми видами имеющегося на борту оружия, включая крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК», по морским и береговым целям, а также ЗУР 9М317М. Тесты последних были особенно важны и ответственны. «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей, получивший эти ракеты, предназначенные для стрельбы из подпалубных пусковых установок сотого типа 3С90М. На эсминцах проекта 956 и фрегатах типа Talwar используются балочные пусковые установки наклонного старта с ЗУР 9М38, 9М38М1Э и 9М317МЭ. Внедрение вертикальных пусковых установок с новой ракетой дает массу преимуществ. ЗУР находятся в постоянной готовности к применению. Скорострельность увеличилась в шесть раз по сравнению с ЗРК «Штиль» старого образца. Теперь обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). ЗРК одновременно может обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей и поражать с высокой вероятностью широкий их класс – от высотных высокоскоростных ракет до противокорабельных ракет на предельно малых высотах, а также перехват высокоманевренных целей в большом диапазоне высот и дальностей. ЗУР с высокой эффективностью можно стрелять и по надводным объектам.

Государственные испытания головного фрегата успешно завершились «под елочку» – 30 декабря прошлого года. Но для передачи флоту времени уже не осталось. Поэтому решили без ненужной спешки провести на корабле ревизию оружия, механизмов и агрегатов на заводе-строителе. «Адмирал Григорович» прибыл в Калининград 11 января, а 3-4 марта совершил контрольный выход в море и вот, наконец, 10 марта был подписан приемный акт.

Надо полагать с двумя следующими в серии СКР этого типа дело пойдет бойчее. Во всяком случае, руководители ОСК и представители «Янтаря» утверждают, что сдача флоту «Адмирала Эссена», который 1 февраля начал государственные испытания, состоится до конца апреля текущего года, а «Адмирала Макарова» – в августе. Дай-то бог, но не будем забывать, что судостроители всегда щедры на авансы.

А вот со второй тройкой фрегатов проекта 11356Р/М проблемы сохраняются. Они известны и связаны с газотурбинными установками М7Н1 производства николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», которое прекратило поставки ГТУ ПСЗ «Янтарь» после введения Киевом эмбарго на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения. Деньги за эти силовые агрегаты давно уплачены, но вряд ли в обозримом будущем они дойдут до Калининграда.

Решение проблемы может быть трояким. Либо нужно ждать, когда производство корабельных газотурбинных двигателей будет налажено на НПО «Салют». Это рыбинское объединение обещало начать выпуск таких ГТУ в 2017 году. Однако потребуется еще год, а то два-три для окончательной отладки агрегатов и организации их серийного производства. Другой вариант – приобретение ГТУ в Китае, так как рассчитывать на их закупку в США и Великобритании по понятным причинам не приходится, а только в этих странах, кроме Украины, газотурбинные установки разрабатываются и собираются (мы здесь не говорим о лицензионных копиях, поскольку они России тоже не доступны). Третий вариант – оснащение СКР проекта 11356Р/М дизельными установками отечественного или зарубежного производства. Да, придется довольно серьезно перепроектировать корабли и потерять 3-4 узла в их скорости, но это все-таки выход из положения.

Впрочем, руководство ОСК, судя по всему, больше склоняется к иному варианту...

За несколько дней до поднятия флага на «Адмирале Григоровиче» – 2 марта – на ПСЗ «Янтарь» без обычных в таких случаях торжественных мероприятий состоялся спуск на воду фрегата «Адмирал Бутаков» – четвертого СКР серии. Подобная «скромность» объясняется просто. На корабле по известным причинам отсутствует энергетическая установка. Дабы освободить стапель, нужный для других производственных нужд, его спустили на воду и поставили фактически в отстой. Такая же участь, похоже, ожидает и «Адмирала Истомина» – пятый фрегат проекта 11356Р/М. Шестой СКР – «Адмирал Корнилов» – избежит эту процедуру, поскольку официально даже не закладывался.

Еще летом прошлого года появились сообщения, что два фрегата, оставшиеся без двигателей, собираются продать Индии, которой Украина не возражает передать ГТУ. Дели заинтересовался этим предложением. Посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван даже побывал на «Янтаре», дабы получить представление о состоянии товара. «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем», – заявил в сентябре минувшего года глава ОСК Алексей Рахманов. В декабре во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Очевидно, не сошлись в цене. Однако переговоры продолжаются. Об этом сообщил вице-президент по военному кораблестроению ОСК Игорь Пономарев после церемонии подъема флага на «Адмирале Григоровиче». «Мы выполняем пока работы по гособоронзаказу (то есть по второй тройке СКР проекта 11356Р/М – прим. автора), строим эти корабли, вместе с тем ведем переговоры с индийской стороной о возможности продажи этих кораблей индийской стороне». Несомненно, руководство Объединенной судостроительной корпорации хочет избавиться от недостроенных кораблей, которые «висят» на балансе ОСК – по принципу «с глаз долой – из сердца вон».

В Дели не прочь приобрести эти два корабля, тем паче, что фрегаты типа Talwar пользуются хорошей репутацией в ВМС Индии. Еще пара кораблей, особенно оснащенных ЗУР в вертикальных пусковых установках, явно не будет лишней. С другой стороны, проект потребует переработки для внедрения систем вооружения индийского производства. Вот почему индийская сторона, понимая трудное положение ОСК, торгуется и старается приобрести два корпуса по цене чуть выше стоимости металлолома.

Однако особенно большой нужды в этих кораблях у ВМС Индии нет. В этой стране по образу и подобию проекта 11356 при содействии Северного ПКБ сконструированы и построены три фрегата типа Shivalik (проект 17). Они очень похожи на прототипы. При этом их полное водоизмещение возросло до 6200 т, а длина увеличилась до 142,5 м. За счет увеличения размерений удалось усилить зенитное вооружение – в дополнение к «Штилю» с балочной пусковой установкой появились вертикальные пусковые установки на 32 израильские ЗУР малой дальности Barak 1. В ангаре помещаются два вертолета. А силовая установка не «Зори-Машпроекта», а комбинированная по схеме GODOG, состоящая из двух дизелей Pielstick 16 PA6 и двух газотурбинных установок General Electric LM2500.

В прошлом году Министерство обороны Индии дало добро на строительство семи фрегатов проекта 17А, чьими прототипами стали корабли проектов 11356 и 17. Их сборка будет осуществляться на верфях Mazagon Dock и Garden Reach Shipbuilders & Engineers при участии итальянского судостроительного концерна Fincantieri. Водоизмещение кораблей снова возросло – до 6670 т. Архитектура – очень лаконичная, полностью стелсовская. На интегрированной мачте – фазированные решетки многофункциональной РЛС. Основное ударное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты BRAHMOS российско-индийской разработки, а зенитное – ЗУР Barak 8 (LR-SAM) большой дальности израильско-индийского производства. То есть острой необходимости в паре российских фрегатов ВМС Индии не испытывают.

Далеко не все в России разделяют точку зрения руководства ОСК. «Вторая тройка фрегатов проекта 11356 должна быть достроена и передана Черноморскому флоту России, несмотря на задержку, связанную с импортозамещением, – заявил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. – Нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей. Некоторым из них по 40-50 лет, и их цикл жизни закончился».

Да, как-то неловко получается. В российском флоте сегодня в строю числятся три сторожевых корабля/фрегата океанской зоны. Все они несут службу в составе Черноморского флота, но им впору занять место у причала какого-нибудь военно-морского музея. Еще два балтийских СКР находятся в ремонте из-за поломок газотурбинных двигателей. И при этих обстоятельствах вместо нахождения решений по достройке остро необходимых ВМФ кораблей искать пути их сбыта за рубеж совсем непатриотично. Особенно в год думских выборов и приближающихся президентских. Могут не понять.

Кроме того нельзя забывать, что западные и украинские «партнеры» России не преминут воспользоваться фактом продажи фрегатов Индии как примером успешного применения санкций против нашей страны. Поэтому кровь из носа, но нужно не дать им такого шанса.

Выступая в Министерстве обороны на едином дне приемки военной продукции 11 марта, то есть тогда же, когда поднимался Андреевский флаг на «Адмирале Григоровиче», президент Владимир Путин сказал: «Практически полтора года у нас реализуется программа импортозамещения, налажен выпуск многих компонентов, ранее поставлявшихся из-за рубежа. Вместе с тем по ряду важных узлов, деталей и комплектующих проблемы еще сохраняются. Нужно быстрее разворачивать их производство. В крайнем случае – искать альтернативных поставщиков. Но я уверен, наш оборонно-промышленный комплекс в состоянии справиться и, безусловно, справится с поставленной перед ним задачей». Поэтому ОСК требуется больше внимания уделять решению возникших проблем, а не поиску покупателей за рубежом.